10 причин отдать
своего ребенка в детскую школу искусств
Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт
песни Чебурашки, и слуха у него нет; · Несмотря на то, что пианино некуда
поставить и бабушка не может водить ребенка «на музыку»; · Несмотря на то, что
ребёнку вообще некогда – английский, немецкий, секция по футболу, волейболу и
прочая... Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти
причины должны знать современные родители:
1. Играть – это следовать традиции. Музыке
учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск
и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что
вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки?
Внимание, родители женихов и невест!
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и
дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без
перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с
каким чемпионы тренируются в спортзале. Но, в отличие от героев спорта, играя
на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие
родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что
такое возможно!
3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает
математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные
клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст,
и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни
убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а
профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов
университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих
математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи
из-под репетиторской палки.
4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они
родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший –
словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения,
запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и
поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее
усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак
и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный
язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители
будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
5. Музыка структурна и иерархична: крупные
произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся
на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное
понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь
иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты,
ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии
музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню
структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT- инженеров,
системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам
компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с
музыкальным образованием.
6. Музыкальные занятия развивают навыки
общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы
ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и
атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными
музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до
публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один
шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и,
пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители
будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое
грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
7. Музыканты мягкосердечны и одновременно
мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы,
а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы,
но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые
родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались
музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать
своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
8. Занятия музыкой приучают «включаться по
команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы.
В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по
гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной
готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен,
интервью при приёме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители!
Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю
жизнь.
9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких
«цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в
нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает
несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и
перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит
за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по
нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем
Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
10. И, наконец, музыка – наилучший путь к
жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым
отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том,
почему ей трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив,
больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье, а
Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в
детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения?
Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему
примеру.
Д.Кирнарская,
доктор искусствоведения Источник - Журнал "Искусство в школе", №1 за
2011 год